Сайт старшего воспитателя Пахомовой Е.Н.

методчас "Организация занятий в группе"

15 апреля 2020

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС

Тема: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий

Цель: систематизировать знания педагогов о  структуре  занятий,  их  классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность

Ход занятия:

  1. Понятие «Занятие»                                                                                                                                                  - Что такое занятие? Занятие – форма организации обучения в детском саду.
  2. Структура занятия                                                                                                                                          - Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.                                                                                                                                             Организация детей:
    • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
    • Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

           Основная часть занятия:

  • Организация детского внимания
  • Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
  • Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

          Окончание занятия:

  • Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
  • Переключение детей на другой вид деятельности
  1. Классификация занятий      

Основание классификации

Название

1. Дидактическая задача

  • Занятия усвоения новых знаний и умений
  • Занятия закрепления ранее приобретённых знаний
  • Занятия творческого применения знаний и умений
  • Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)

2. Содержание знаний

  • Однотемные (Классические занятия по разделам обучения)
  • Комплексные
  • Интегрированные

3. Форма организации

  • Традиционные
  • Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения, занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.)

 

- Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части. (Рассматривание и обсуждение таблицы «Сравнительный анализ занятий» приложение 1)

  1. Различие комплексного и интегрированного занятия

Комплекс  - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится  на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например:  прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой  темы.

Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:

  • Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
  • Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
  • Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
  • Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
  • Выполнение творческого задания: покажи как двигается лебедь под музыку.
  • Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
  • Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

  1. Практическое задание
  • Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий (Приложение 2). Необходимо определить, к какому типу занятий они относятся, какие виды деятельности объединяют.
  • Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые занятия.

 

  1. Подготовка воспитателя к занятиям

      Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

      Планирование занятий:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

-Программное содержание (образовательные задачи)

-оборудование

-предварительную работу с детьми (если необходимо)

-ход занятия и методические приёмы

  • Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно,  хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
  1. Подведение итога

Оставить комментарий: