консультация "Детские конфликты в группе"
16 октября 2022
Методический час
Тема: "Детские конфликты"
В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся постоянно, и порой бывает очень трудно в них разобраться.
Причины возникновения конфликтов различные. И длительность конфликтной ситуации также бывает разная. Иногда кона может тянуться несколько дней, а иногда завершиться за несколько минут.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети в таких ситуациях не всегда находят нужные способы поведения, и это приводит к конфликту. Ребёнок дошкольного возраста еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему нам педагогам важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В каждой группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные.
К популярным детям относятся: – это ловкие , умелые, смышленые, опрятные;
а к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью.
Но все дети разные и ведут себя по- разному. В ситуации победы их переполняет чувство радости, а другие могут и злорадствовать при неудаче другого ребёнка . Все эти аспекты, конечно могут спровоцировать конфликт.
Давайте вместе с вами попробуем разобраться в группах детей, которые часто идут на конфликт.
Охарактеризуйте группы детей:
К Агрессивистам относят каких детей (задирают других и раздражаются сами, если их не слушают)
К Жалобщикам (всегда на что-нибудь жалуются)
К Молчунам ( спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно)
К Сверхпокладистым ( со всеми соглашаются)
К Всезнайкам ( считают себя выше, умнее других)
К Нерешительным ( медлят с принятием решений, боятся ошибиться)
К Максималистам ( хотят чего-то прямо сейчас)
К Скрытым ( затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика)
К Невинным лгунам (вводят других в заблуждение ложью и обманом)
Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться.
Предлагаю вам подумать и продолжить фразу «разрешение конфликта – это….»
(минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
изменение целей участников конфликта;
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
При возникновении конфликтной ситуации воспитатель должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации вы часто видите ,что дети по- разному разрешают возникшие проблемы.
Поделитесь своими наблюдениями.
Одни дети пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей.
Дети хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирными ненасильственными способами.
Вот вы и озвучили два основных способа разрешения конфликтной ситуации
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта «Позову воспитателя и она заставит всех играть», либо агрессивное её разрешение «Всех побью и заставлю играть»)
Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»)
Уважаемые коллеги, поделитесь своим опытом работы как вы решаете конфликтные ситуации возникающие у вас в группе.
Спасибо!
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫХ ДОЛЖЕН ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ВОСПИТАТЕЛЬ:
Разрешение конфликта во многом зависит от умения воспитателя вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.
В разрешении детских конфликтов каждый воспитатель должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дошкольники учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
- Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.
- Очень важен личный пример воспитателя ,когда его оценки касаются только поступков детей.
- Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами, которые помогают в к/с.
- Развитие навыков общения детей со сверстниками
- Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
- Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Уголок доверия» «Уголок для друзей» «Островок доверия» «Секретная комната» «Стол переговоров» «Коврик мира» «Мирные стулья».
Рекомендации.
- Работа по профилактике конфликтов должна проводиться систематически.
- Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
- Соблюдать принцип гуманизации воспитательного процесса.
- гуманное отношение к личности воспитанника;
- уважения его прав и свобод;
- предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- уважения права человека быть самим собой;
- доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
- ненасильственного формирования требуемых качеств;
- отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
- Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
- Воспитатель в своей работе должен опираться на деятельностный подход. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
- Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
- Необходимо воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
- Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.