методчас "Индивидуальная работа с детьми в ДОУ"
17 марта 2022
Индивидуальная работа с детьми в ДОУ
Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью нашей профессиональной деятельности.
Что же индивидуальный подход к образовательной деятельности дает педагогу:
- охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
- всесторонне изучать индивидуальные особенности каждого ребенка и рационально использовать эти знания в образовательном процессе;
- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития;
- своевременно корректировать взаимоотношения с ребенком, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Для кого наиболее необходима индивидуальная работа? В особом внимании нуждаются дети, которые часто отсутствуют на занятиях из-за болезни. Дети, которые в силу своей природной застенчивости или медлительности отстают от основной части группы. имеющие низкую работоспособность на занятии, с целью активизации пассивных детей Таким детям индивидуальные занятия помогут приобрести необходимые знания и навыки и догнать основную часть группы.
Если же речь идёт об одарённом ребёнке с заметными склонностями к творчеству или точным наукам, то целью индивидуальных занятий будет развитие способностей ребёнка.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
В первой половине дня (чаще в утренний прием. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком) всего это занятия по познавательному развитию.
после обеда — по развитию движений, рисованию, конструированию и др.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Циклограмма индивидуальной работы на группах:
- 1. Короткая беседа с родителями во время утреннего приёма детей о самочувствии их ребёнка, о том, что их беспокоит в его поведении.
- Создание и предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом (играть, рассматривать книги, рисовать). Уделить особое внимание детям замкнутым, застенчивым, робким. Их непременно надо подбодрить, они в этом очень нуждаются. Излишне возбуждённых детей следует привлечь к таким играм и занятиям, которые содействовали бы их успокоению, снятию возбуждения.
- При подготовке к завтраку воспитывать культурно-гигиенические навыки, оказывая помощь тем детям, которые ещё не владеют необходимыми навыками. . В течение дня наблюдать и руководить работой дежурных
- 4. Во время завтрака обращать внимание на тех детей, у которых плохой аппетит. Следить за позой детей, а также за соблюдением ими правил культурного поведения за столом.
- Проведение индивидуальной работы с детьми, которые пропустили занятия, или что-то не усвоили.
- Проведение работы с робкими, застенчивыми нерешительными детьми по подготовке их к активному участию в общих занятиях.
- Готовя детей к прогулке, закреплять одежду, правила поведения на прогулке, следить, чтобы дети были хорошо одеты и не простудились. Воспитывать навык одеваться быстро и правильно, в отделенной последовательности.
- На прогулке наряду с общей работой осуществляется и индивидуальная работа с различными целями:
- развитие наблюдательности;
- воспитание трудолюбия, трудовых навыков;
- развитие речи;
- отработка спортивных элементов.
Уделять внимание детям, которые проявляют особый интерес к математике, окружающему. Выслушать придуманные ими задачи, рассказы, загадки.
- 10. При подготовке ко сну следить, чтобы никто из детей не был слишком возбуждён.
- Детей, которые не проявляют интереса и любви к животным и растениям, привлекать к наблюдениям и работе в уголке природы.
- Обращать внимание на проявления детей в трудовой деятельности.
- Вечером, когда родители приходят за детьми, можно больше времени уделить общению с ними, ответить на их вопросы, порекомендовать соответствующую литературу, рассказывать о самочувствии ребёнка, его поведении, успехах.
При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.
С отстающими детьми необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия. Индивидуальную работу можно проводить с подгруппой детей или отдельно с ребёнком.
Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.
А правильно организованная индивидуальная работа дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение.
В конце учебного года необходимо составить отчёт о проделанной работе, а также заполнить карты индивидуального развития детей. Стоит отметить, какая была проведена работа с родителями, какие методики применялись при индивидуальной работе с воспитанниками, каких результатов удалось достичь.
ЦИКЛОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ воспитателя
группа ______________________________________ понедельник
Утро
Заучивание стихов, потешек, песенок.
Прогулка
Закрепление основных видов движения-прыжки, бег.
Вечер
Конструирование
вторник
Утро
Звуковая культура речи.
Прогулка
Работа по экологии.
Вечер
Музыкально-ритмические движения.
Среда
Утро
ФЭМП. Сенсорика.
Прогулка
Трудовые навыки.
Вечер
Рисование
четверг
Утро
Грамматический строй речи.
Прогулка
Закрепление основных видов движения-игры с мячом.
Вечер
Аппликация
пятница
Утро
Навыки самообслуживания.
Прогулка
Физические упражнения.
Вечер
Лепка
Воспитатель ________________________
ЦИКЛОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ инструктора по физкультуре
понедельник
Упражнения с мячом – отбивания, подбрасывания, метания
вторник
Упражнения с прыжками (в длину, в высоту, на одной ноге, подскоки, скиппинг (со скакалкой)
среда
Упражнения на ползание (по гимнастической скамейке), лазание (по гимнастической стенке), равновесие (по узкой рейке, веревке, бревну, наклонной доске)
четверг
Бег – обычный, на носках, с захлёстыванием, семенящий
пятница
Упражнения на стретчинг (упражнения на растяжку мышц), элементы упражнений когнифит (интеллектуальные упражнения для рук)
ЦИКЛОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ музыкального руководителя
1 неделя
младшие группы
2 неделя
средняя группа
3 неделя
старшая групп
4 неделя
подготовительная к школе группа