методчас "Самообразование педагогов"
10 сентября 2021
Методический час «Самообразование педагогов»
Цель: повышать профессиональный уровень педагогов.
Повестка методчаса:
- Как выбрать тему самообразования.
- Как организовать работу над темой самообразования
- Оформление темы самообразования
Ход метод часа: Самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция вашего профессионального роста, а также личностнон развитие вас как педагога.
Тему самообразования педагоги выбирают, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Работа над темой самообразования позволит разобраться в тех вопросах, которые вызывают у вас затруднения, а также изучить новые технологии, методики и внедрить их в деятельность своего педколлектива. Главный и самый сложный этап в этой работе – выбрать тему.
Памятка для воспитателей № 1.
Есть три подхода к выбору темы самообразования. Первый – вы интересуетесь конкретной темой, хотите детально ее изучить и затем транслировать свои знания педколлективу. Второй – вы испытываете затруднения в каком-либо вопросе и выбираете тему самообразования, чтобы расширить знания и совершенствовать профессиональные умения в этом вопросе. Третий – формулируете тему самообразования исходя из приоритетных задач деятельности детского сада. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то связываете свою тему с тематикой экспериментальной деятельности.
- Выбирайте тему с учетом интересов и задач педколлектива
Наш главный проект на ближайшие 5 лет «Интерактивное пространство – территория развития дошкольников как условие обеспечения высокого уровня реализации ФГОС ДО».
Цель: разработка и внедрение модели построения единого информационно-интерактивного пространства, обеспечивающего эффективность, доступность и качество дошкольного образования.
- Памятка для воспитателей № 2
- Планирование работы
Четкое формулирование цели – в цели уже должен быть озвучен результат вашей темы самообразования (Создать систему работы по ознакомлению детей…. Внедрить в работу эффективные формы…. Систематизировать информацию об……по использованию….. Создать оптимальные условия для развития…)
Использование разных форм самообразования – книги, интернет, вебинары, семинары.
Анализ, сравнение, выводы – диагностика на 1 этапе и последнем с выводами. Можно провести и промежуточную диагностику.
Факты и выводы - Выступайте на педсовете по своей теме, в середине, а особенно конце периода – выступление на РМО
Выписки, тезисы, конспекты – прикладывайте в папку – конспекты, анкеты, понравившиеся статьи.
Использование проектов и допуслуг в работе над темой самообразования.
- Оформление темы самообразования (пример заполнения) - Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему.
Этапы |
Задачи |
Содержание деятельности |
Мониторинг |
Подготовительный (1й год) Включает в себя: - Изучение научно-методической литературы; - Изучение периодической печати; - Посещение библиотек; сайтов - Знакомство с работами других педагогов; - Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
1.Повысить собственный уровень знаний по теме. 2. Разработать перспективный план работы с детьми/ родителями/ педагогами . 3. Создать предметно-развивающую среду: картотеки, развивающие и дидактические игры. |
Подбор и изучение литературы по теме Составление плана работы с детьми Создание картотек дыхательной и артикуляционной гимнастики Диагностика 1 этап (на умение детей различать жанры детской литературы) |
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4 |
Практический (3 года)
|
1.Учить детей различать ... 2.Обучение .... 3.Учить детей..... 4.Знакомство с..... 7. Взаимодействие с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации) |
Работа педагога:
Работа с детьми:
Работа с родителями:
|
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
|
Заключительный / итоговый (5й год) |
- Презентация проекта; - Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта; - Мастер – классы; - Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Мой лучший урок»; - Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий; - Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме); - Неделя педагогического мастерства; - Анализ взаимопосещений, видеоматериалов; - Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования |
Диагностика 2 этап Выступление на педсовете Презентация |
Приложение № 10 Приложение № 11
|
В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:
- с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
- с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
- с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
- о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Требования к оформлению документации по самообразованию
Документацию по самообразованию необходимо оформить в папку определив следующие разделы:
-
Титульный лист.
На титульном листе должно быть:
а) Полное наименование учреждения
б) Ф.И.О. воспитателя, квалификационная категория
в)Тема: н-р, Развитие творческих способностей детей через различные формы изобразительной деятельности.
г) место разработки -
Актуальность. Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности).
-
Цель. это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
- Задачи. пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
- Ожидаемые результаты.
-
Опорная таблица формулирования темы по самообразованию
Процесс
Цель
Связующее слово
Процесс
Средство
Место, группа
Развитие
Формирование
Повышение
Систематизация
Активизация
Актуализация
Коррекция
Организация
Качества
Способности
Культура
Мотивация
Психические
процессы
Интерес
Потребность
Компетентность
+ Конкретизация
Через
На основе
Путём
С помощью
В процессе
В
На
Как условие
Способ
Фактор
Механизм
Как условие
Способ
Фактор
Механизм
Внедрение
Использование
Применение
Апробация
Реализация
Роль
Влияние
Технология
Метод
Приём
Форма
Программа
Подход
Пособие
Система
ТСО, ИКТ,
Наглядный, дидактический материал
+ Конкретизация
Возраст
детей, вид
деятельности