Сайт старшего воспитателя Пахомовой Е.Н.

семинар-практикум "Прогулка"

15 апреля 2022

Семинар-практикум для воспитателей «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

Повышать методический уровень педагогов по организации прогулок

Способствовать творческому поиску

Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО

Оборудование Конверты с заданиями, листы бумаги, ручки, иллюстрации с зимними видами спорта, кроссворд, памятки для воспитателей, мешочек.

План проведения

  1. Вступительное слово
  2. Консультация для педагогов « Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста».
  3. Практическая часть – «Деловая игра»
  • Раунд 1 «Мозговая атака»
  • Раунд 2 «Сосчитай-ка»
  • Раунд 3 «Кто больше»
  • Раунд 4 «Игры детства»
  • Раунд 6 «Кроссворд»
  • Раунд 7 «Угадай без слов»
  • Раунд 8 «Давай поиграем»
  1. Вывод.

Ход семинара

  1. Вступление

      Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

    На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна: в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения; речевыми умениями; опытом общения с детьми и взрослыми; отражении в подвижных играх различных сюжетов; обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр; формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом; расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

  1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
  2. Основные задачи прогулки.

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Значение прогулки для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

  1. Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Раздать воспитателям памятки. (Приложение 1)

 3. Деловая игра

Ход игры

Ведущий: Сегодняшняя деловая игра поможет вам систематизировать имеющиеся знания по данной проблеме, и возможно узнать что-то новое для себя. Предлагаю послушать и разобрать Сказку о Прогулочке.

Одна Прогулочка очень хотела стать взрослой и постоянно спрашивала: Мама, почему я маленькая, а ты взрослая? Когда я вырасту как ты, чтобы заниматься взрослыми делами?

Большая прогулка отвечала: Ты вырастешь, когда тебя полюбят дети. И, если захочешь, станешь взрослой.

А что мне делать, чтобы меня полюбили?

Тебе ничего не нужно делать. Дети сами придут на твой участок, и сразу же начнут бегать и прыгать. Они будут радоваться свежему воздуху и солнечному теплу. Прогулочка ждала совсем недолго. Дети с веселыми криками выскочили из садика и стали прыгать так высоко и бегать так быстро, что маленькая прогулка сначала даже залезла на дерево от испуга. Но потом девочки начали играть в песочнице и Прогулка, с удовольствием, стала варить кашу вместе с ними. А затем она наблюдала с мальчишками за самолетом в небе и играла в футбол. Ребята так подружились с ней, что не хотели расставаться. И тогда все вместе решили, что каждый день они будут встречаться утром и вечером. Играя с детьми в веселые игры, Прогулочка, сама не заметила, как выросла, но становиться взрослой ей расхотелось. По крайне мере, на некоторое время. 

 Предлагаю поделиться на 2 команды (вопросы распечатаны и лежат на столе, педагоги вытягивают и отвечают)

Вопрос 1

Сколько раз в день организуется прогулка?

Вопрос 2

Надо ли планировать прогулку?

Вопрос 3.

Назовите структурные компоненты прогулки:

Вопрос 4.

Сколько подвижных игр проводится на прогулке?

Вопрос 5

Назовите формы двигательной деятельности в ДОУ на свежем воздухе.

Вопрос 6

Как часто производится уборка игрового участка и кто ее должен делать?

Вопрос 7

Вспомните и назовите считалки.

Вопрос 8 «Мы играем» - Назовите подвижные игры в соответствие с возрастом детей.

Вопрос 9 «Игры детства»

- Назовите какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие и с которыми можно познакомить наших детей?    

Вопрос 10

Назовите первый вид деятельности с детьми проводимый на прогулке?

Ответы

Ответ 1

Прогулка занимает в режиме дня дошкольника значительное время и имеет важное значение. Организуется прогулка 2 раза в день – первую и вторую половину дня. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день, а летом  вся жизнь детей переносится на открытый воздух. Правильно организованная прогулка имеет большой потенциал для всестороннего развития детей – физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового.

Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа. — Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

 — В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой.

Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

Ответ 2:

Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей.

Ответ 3:

- наблюдение;

- трудовая деятельность;

- игровая деятельность;

-индивидуальная работа;

-самостоятельная деятельность детей.

Ответ 4: 2-3 игры, первая (в начале прогулки)и последняя ( в конце) игры – малой подвижности, в середине прогулки – можно проводить игры – большой подвижности.

Ответ 5: (ОД по физическому развитию детей; физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, закаливающие мероприятия; самостоятельная двигательная деятельность детей; активный отдых: физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья).

Ответ 6: необходимо ежедневно осматривать участок: все оборудование должно быть исправном состоянии.

Уборка территории участка проводится воспитателями и помощниками воспитателя, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. Н а игровом участке не должно быть больших камней, ветви убраны, ямы засыпаны.

Ответ 7:

- Ехала машина темным лесом за каким то интересом…

- Шел крокодил трубку курил….

- Раз, два, три четыре ,пять , вышел зайчик погулять…

- На златом крыльце сидели…

- За морями за горами , за железными столбами…

- Сидел король на лавочке , считал свои булавочки…

Ответ 8:

Младшая группа - Бегите ко мне. Птички. Лохматый пес. Кот и воробушки. Поймай комара. По ровненькой дорожке.

Средняя группа – Зайцы и волк. У медведя во бору. Через ручеек. Самолеты.

Старшая группа – Хитрая лиса. Нади мяч. Карусель. Мы веселые ребята. Охотники и зайцы.

Подготовительная группа – Горелки. Мороз красный нос. Краски. Совушка. Пятнашки. Жмурки.

Ответ10:   (Наблюдения)

Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением

личного опыта ребят.

 Подведение итогов

    Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

     Взрослые – воспитатели, являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное развитие последних.

Слайд

«Должны ли мы всегда учить наших детей по книгам? 
Позвольте им посмотреть на леса, горы и звёзды у них над головой. Позвольте им увидеть красоту воды, деревьев и цветов на Земле. Они начнут думать, а это и есть настоящее обучение»   Д. Полис 

Памятка для педагогов ― ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Подвижные игры в календарном плане представлены как обязательный элемент физкультурных занятий и прогулок (еженедельно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных подвижных игр, а 4-5, каждая из игр повторяется 3-4 раза. Каждую неделю обязательно планируйте новую подвижную игру. В основном планируются знакомые игры. Для того чтобы повторение способствовало закреплению двигательных умений и навыков, а интерес к играм не снижался, их следует усложнять и разнообразить. В основе варьирования лежат конкретные программные задачи по обучению движениям на данный отрезок времени. При этом учитываются особенности и возможности возраста детей, а также объективные факторы – время года, место, где расположен детский сад, и др. При составлении плана надо позаботиться о том, чтобы подвижные игры на прогулке хорошо сочетались по содержанию с другими организационными формами. Важно, например, чтобы основное движение, входящее в игру, не повторялось в индивидуальной работе во время одной прогулки. Подбирая игру, надо учитывать также предшествующую нагрузку. Так, после физкультурного занятия на прогулку подбираются игры малой подвижности – хороводы, игры с дидактическими задачами типа ― Найди и промолчи, игры аттракционы, которые, как известно, имеют зрелищный эффект.

 Методика

    Наблюдение - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7- 10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).

Виды наблюдения:

- Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений.

-Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

 

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 10-15 минут в старшем возрасте. Формами организации труда детей являются: индивидуальные трудовые поручения; работа в группах; коллективный труд. Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

 

 Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

     Подвижная игра. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). * Младший возраст – 6-10 минут. * Старший возраст – 10-15 минут. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В старшем возрасте проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). Значение: расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками.

      Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

    

      Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка два раза в день (в первую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

 

Оставить комментарий: